21.11.2020
Манипуляции с эмбрионами пока разрешены в РФ
Эмбрион - человек или конгломерат клеток? Имеет ли он право на жизнь и защиту? Допустимо ли без его согласия проводить с ним манипуляции, экспериментировать с геномом, принимать за него судьбоносные решения?
Ответов на эти вопросы пока нет. Но их поисками активно занимаются ведущие учёные, медицинское сообщество, органы государственной власти, представители общественности и Русской Православной Церкви. Встречи и дискуссии, связанные с этой темой, привлекают всеобщее внимание. Равнодушных всё меньше, мнений всё больше, а решение - всё ближе. По крайней мере, все очень на это надеются.
Осенью 2020 г. в режиме онлайн прошло 2 медицинских мероприятия на тему этических проблем репродуктивной медицины:
1. Всероссийская мультимедийная конференция «Биоэтика и генетика: вызовы XXI века», которая прошла в октябре на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня». Круглый стол "Редактирование генома половых клеток и эмбриона человека" -
смотрите на youtu.be
2. Школа РАРЧ "Этика репродукции человека: «старые» проблемы или новые вызовы?"
cмотрите на youtu.be
Ключевым был вопрос: «Как определить моральный, антропологический и правовой статус эмбриона человека?». Сегодня мы знаем в подробностях все этапы его развития, наблюдаем их в пробирке, выявляем дефекты на уровне генов и даём прогноз относительно дальнейшей судьбы. Высокий риск появления генетического заболевания угрожает физическому и моральному здоровью женщины. Что касается ребёнка: если он всё же родится, то жизнь его будет, мягко говоря, особенной.
На вопрос "Что делать?" предлагались варианты:
Первый - подсадить в матку эмбрион с заранее подтверждённым генетическим статусом, без хромосомных аномалий. Это возможно лишь при ЭКО с ПГТ, когда перед имплантацией эмбрионы проходят генетическую диагностику на предмет наличия генетических мутаций. У кого они есть, те не будут рекомендованы к переносу, работа с ними прекратится.
Вариант второй - дождаться беременности. Если плохой прогноз подтвердится, то женщине придётся сделать сложный выбор: оставить ребёнка или прервать беременность по медицинским показаниям.
Казалось бы, ЭКО с ПГТ гуманнее. Но если эмбрион является личностью, то акт вмешательства в его жизнь будет нарушением его прав, а лишение жизни – преступлением. Если же он "возможная жизнь", которая пока не приобрела свойств человечности и не имеет соответствующего статуса, то прав у него нет. Но закон РФ наделяет эмбрион правом наследования собственности. Вернее, это право получает «человек с момента зачатия». Значит эмбрион - человек с правами? Нет! Закон определяет факт человеческого существования с момента рождения, что подтверждается соответствующим свидетельством. Противоречиво... Но что имеем, то имеем.
Итак, сегодня:
1. Манипуляции над эмбрионами с правовой точки зрения российского законодательства допустимы. Целью в данном случае является рождение здоровых детей у пар с диагнозом «Бесплодие».
2. Единственным, самым надёжным методом профилактики генетических патологий плода является преимплантационное генетическое тестирование эмбрионов, что позволяет:
- определить наличие генетических мутаций
- выбрать для переноса один здоровый эмбрион, что повышает шанс на успешный исход ЭКО до 70%.
Метод стал неотъемлемой частью программы ЭКО во многих ведущих клиниках мира. В России ЭКО с ПГТ (PGD) проводится по показаниям, в т.ч. и в клинике репродукции человека «Будущее» (г. Ессентуки)
3. Эксперименты, связанные с редактированием человеческого генома в России не проводятся, да и во всём мире они пока не особо приветствуются.
P.S. Просто факты:
Оправданием аборта в 1970 г. стало исключение риска рождения ребёнка с тяжёлыми заболеваниями, которые стало возможно диагностировать с помощью методов пренатальной диагностики.
Легенда рождения биоэтики связана с открытием первого диализного центра «Искусственная почка в Сиэтле» (США) в 1962 году. Ещё до его открытия организаторы задумались над тем, кто будет иметь право доступа к востребованной медицинской услуге. Дело в том, что на тот момент в пожизненном диализе нуждались 5-20 человек на миллион населения, а коек в центре было всего 9. Вот тогда и был организован первый комитет по этическим вопросам, который журналисты нарекли "Божественным". Он состоял из семи анонимных членов с разным уровнем образования – это были юрист, священник, домохозяйка, бизнесмен, лидер профсоюза и 2 врача, не специализирующиеся на нефрологии. Этим людям предстояло определить критерии, по которым один получал бы право на диализ, а другой – нет. Но задача оказалась слишком сложной. Решения нет и сейчас.
Спикер - Елена Георгиевна Гребенщикова, доктор философских наук, заведующая кафедрой биоэтики РНИМУ им. Н.И. Пирогова; руководитель Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН.